Как отчитываются нотариусы

Бухгалтерский учет в нотариате

Как отчитываются нотариусы
15.03.2019

Нотариус несет в ходе осуществления деятельности разные расходы. Их учет, как и учет доходов, в нотариате достаточно специфичен. Это обусловлено форматом профессиональной деятельности специалистов нотариальных контор.

Плата за услуги

Нотариальные услуги заказчиками оплачиваются по установленным тарифам. Если речь идет о государственном нотариусе, оплата услуг равна госпошлине. Средства перечисляются в бюджет.

Тарификация частных нотариальных услуг может быть разной. Клиент оплачивает госпошлину (если таковая предусмотрена) и услугу отдельно. В первом случае средства поступают в бюджет, во втором перечисляются на расчетный счет нотариуса. Поступления на расчетный счет учитываются при расчете НДФЛ.

Бухгалтерская первичка нотариуса

Получение любых денег от клиентов должно подтверждаться соответствующей первичной документацией. Унифицированные формы действующим законодательством не предусмотрены. Чаще всего в нотариальных конторах используются для выдачи клиентам платежные бланки. Первичка заверяется подписью, печатью нотариуса.

Существуют определенные требования документов. Платежный бланк без назначения платежа, точно характеризующего оказанную услугу, подтверждающим документом не признается. Также первичка должна содержать другие обязательные элементы, согласно ФЗ №402 (06.12.2011).

В подтверждение расходов к учету у нотариуса принимаются типовые документы (договоры на оказание услуг, квитанции, чеки и другое). Требования к первичной документации установлены действующим законодательством.

Налогообложение и расчет налогов

По закону частные нотариусы не могут применять предусмотренные для предпринимателей режимы налогообложения. Императивный запрет установлен НК РФ (ст. 346.12).

Налогообложение нотариусов предусматривает расчет и уплату НДФЛ, а также страховых взносов (в ряде случаев – НДС). Отдельно следует отметить специфику расчета и уплаты НДС.

Этот налог платится только со стоимости услуг (без учета госпошлины).

НДФЛ частный нотариус может уменьшить на сумму налоговых вычетов. Особое значение в данном случае имеет профессиональный налоговый вычет.

Для его получения нотариус должен подтвердить фактически понесенные расходы, связанные с его профессиональной деятельностью и получением доходов.

Состав расходов налогоплательщик вправе определять самостоятельно в рамках порядка, установленного НК РФ (гл. 25).

Нередко с получением профессионального налогового вычета возникают проблемы. Так, например, учитывать в составе расходов для профвычета нельзя суммы, потраченные на реконструкцию помещения для открытия нотариальной конторы, если это помещение было переведено из жилого в нежилой фонд после реконструкции.

Также не учитываются суммы, потраченные на благоустройство территории. Такие расходы не признаются напрямую связанными с профессиональной деятельностью нотариуса. Что касается расходов на связь (телефонию, интернет), они учитываются для получения налогового вычета в полном объеме.

Подтверждающими документами служат договоры на услуги связи и платежные поручения или квитанции.

Учесть в составе расходов на получение профессионального вычета нотариус может и другие расходы. Прежде всего, это расходы на пользование помещением (коммунальные платежи, арендная плата и т.п.).

Также учитываются расходы на изготовление штампов, печатей, получение нотариальных бланков, служебное страхование, использование государственных реестров (оплату информационных услуг), оплату труда персонала, приобретение профильной периодики (рекомендованной Минюстом), использование законодательной базы, повышение квалификации.

Учетные нюансы

Полноценный бухгалтерский учет (как на ОСНО) частный нотариус может не вести. Он не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью, не может зарегистрироваться в статусе ИП.

Учитывать нотариус должен только доходы, расходы и профессиональные вычеты, связанные с его деятельностью. Для этого достаточно книги учета доходов, расходов. Что касается отчетности, нотариусы сдают в налоговую форму 3-НДФЛ, 4-НДФЛ.

Сроки и порядок их представления в ИФНС установлены действующим законодательством.

Порядок учета доходов, расходов в нотариате установлен Минфином (приказ №86н/БГ-3-04/430, 13.08.2002) и закреплен в НК РФ (ст. 54). Согласно ему, финансово-хозяйственные операции фиксируются в Книге учета. Бухучет ведется кассовым методом.

Основанием для отражения операции в учете служит соответствующая первичная документация. Нотариусы обязаны учитывать в целях налогообложения все доходы от профессиональной деятельности, полученные в текущем периоде. Это относится в том числе и к авансам, полученным от клиентов.

В Книге учета доходы отражаются в полном объеме (без уменьшения на сумму налоговых вычетов).

Бухгалтерия нотариуса

Учитывая специфику профессиональной деятельности, объемы выполняемых работ, нотариус крайне редко ведет бухучет и налоговый учет самостоятельно. Функция, как правило, передается на внешнее управление.

Нотариус может сотрудничать с внештатным бухгалтером и профильным аутсорсером.

Последний вариант предпочтительнее, поскольку позволяет получить гарантии качества учета, его систематического ведения, отсутствия ошибок при заполнении Книги учета доходов, расходов, а также отчетных форм.

Формат сотрудничества нотариуса и аутсорсера определяется потребностями заказчика бухгалтерских услуг и его предпочтениями. Чаще всего нотариусы заказывают комплексное обслуживание. Это позволяет сосредоточиться на профессиональной деятельности, не отвлекаясь на налоговое и бухгалтерское администрирование.

Профессиональный бухучет нотариуса на аутсорсинге включает:

  •          ведение Книги учета расходов, доходов (документирование всех финансово-хозяйственных операций, проверку подтверждающей первички, хранение ее в соответствии с нормативными требованиями);
  •          расчет налогооблагаемых доходов по нотариальным реестрам;
  •          расчет зарплаты сотрудникам (администратору, помощникам, техническому персоналу), расчет зарплатных налогов, обязательных взносов;
  •          сдачу налоговых деклараций, отчетности работодателя.

Дополнительно бухгалтерское обслуживание может включать оптимизацию налогообложения.

Аутсорсинг бухгалтерии позволяет нотариусу оптимизировать актуальные расходы. Абонентское обслуживание обходится дешевле содержания квалифицированного штатного сотрудника.

И экономия не ограничивается зарплатными налогами и взносами.

Внешняя бухгалтерия исключает необходимость поиска персонала, оборудования рабочего места для сотрудника, затраты на профильное программное обеспечение, повышение квалификации и т.п.

Источник: https://xn--80abgj3a5ames.xn--p1ai/articles/uchet-po-otraslyam/bukhgalterskiy-uchet-v-notariate/

Закулисье нотариата. Расходы, связанные с нотариальной деятельностью

Как отчитываются нотариусы

Сегодня очень часто можно услышать от людей миф о том, что всё, что получает нотариус за совершенные нотариальные действия – поступает в его собственность. Именно данным мифом обусловлен высокий уровень недовольства граждан данной профессией. Но так ли это на самом деле? Обо всём этом более подробно в нашем информационном материале.

Источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса.

Данные положение свидетельствуют о том, что всё, что требуется нотариусу для осуществления своей деятельности — он сам себе обеспечивает. Иными словами — абсолютно все расходы, связанные с нотариальной деятельностью, ложатся на плечи самого нотариуса. И только определённая часть из своего заработка поступает в собственность нотариуса.

Для примера: оформив у нотариуса согласие на выезд ребёнка за границу и оплатив ему соответствующую сумму за его работу — в собственность нотариуса поступит не вся оплаченная сумма, а лишь определённая её часть, т.к всё остальное будет направлено на покрытие всех необходимых расходов.

Так в чём же выражаются расходы, связанные с нотариальной деятельностью?

  • В первую очередь — это их особый правовой налоговый статус, в связи с которым нотариусы находятся под двойным налогообложением — как нотариусы и как физического лица.
  • Членские взносы в местную нотариальную палату — установлены статьёй 27 Основ законодательства о нотариате и взимаются ежемесячно пропорционально от полученной суммы за совершение нотариальных действий.
  • Расходы, связанные со специальными целевыми взносами в “фонд социальной поддержки” нотариусов, занятых в труднодоступных и малонаселённых местностях, в целях оказания финансовой поддержки.
  • Расходы, связанные со взносами в специальный целевой “благотворительный фонд”, направленные на участие в разного рода благотворительных компаниях, акциях, мероприятиях.
  • Расходы, связанные со взносами (отчислениями) в Федеральную нотариальную палату на формирование «Компенсационного фонда», установленные статьей 18.1 Основ законодательства о нотариате.
  • Расходы, связанные со страхованием нотариальной деятельности, установленные статьей 18 Основ законодательства о нотариате.
  • Расходы, связанные с обязательным прохождением курсов повышения квалификации нотариусов не реже 1 раза в 4 года, установленные статьей 16 Основ законодательства о нотариате.
  • Расходы, связанные с изготовлением вывесок, ориентирующих табличек, билбордов, информирующих населения о месте нахождения нотариальной конторы, установленные статьей 16 Основ законодательства о нотариате.
  • Расходы, связанные с оплатой коммунальных платежей и/или арендных платежей за помещение нотариальной конторы, установленные статьей 16 Основ законодательства о нотариате.
  • Расходы, связанные с проведением текущего и капитального ремонта помещения нотариальной конторы, а также расходы, связанные с обновлением мебельного интерьера в помещении нотариальной конторы, вызванного порчей имущества нотариальной конторы, установленные статьей 16 Основ законодательства о нотариате.
  • Расходы, связанные с оплатой услуг охраны, интернета, телефонной связи, являющиеся неотъемлемой частью рабочего процесса.
  • Расходы, связанные с обязательным наличием и регулярным продлением срока действия электронно-цифровой подписи (ЭЦП) нотариуса.
  • Расходы, связанные с обязательным наличием и регулярным продлением срока действия электронно-цифровой подписи (ЭЦП) временно-исполняющего обязанности нотариуса (ВРИО).
  • Расходы, связанные с выплатой заработанной платы сотрудникам нотариальной конторы — помощникам, секретарям, временно исполняющему обязанности нотариуса, IT-специалисту и иным лицам.
  • Расходы, связанные с закупкой периодических печатных изданий нотариальной тематики в целях информирования населения о новеллах в нотариальной деятельности.
  • Расходы, связанные с закупкой расходных материалом, направленных на обеспечение нотариальной деятельности (бумаги, ручек, заправка картриджей, заправка печатей/штампов и проч.)
  • Расходы, связанные с приобретением и регулярным продлением срока действия рабочих и вспомогательных лицензионных компьютерных программ (АРМ'ы, антивирусное ПО и т .д).
  • Расходы, связанные с почтовым сообщением, направленные на взаимодействие с государственными органами, учреждениям, организациями, на извещение наследников, сторон предполагаемой сделки и проч.)
  • Расходы, а также убытки, связанные с привлечением к участию в судебном разбирательстве нотариуса в качестве третьего лица (в связи с ранее совершённым нотариальным действием).
  • Расходы, связанные с назначением экспертизы, в случае направления документов на экспертизу при вынесении постановления о приостановлении совершения нотариального действия.
  • Расходы, связанные с приобретением специального рабочего инвентаря: бланки единого образца, гербовой печати, различных штампов, реестров регистрации нотариальных действий, квитанций, различных журналов учёта (завещаний, наследственных дел и т.д).
  • Расходы, связанные с использованием услуг системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования, установленные статьей 8 Основ законодательства о нотариате.
  • и др.

Как мы видим, спектр различных статей расходов нотариусов, связанных с осуществлением нотариальной деятельности достаточно широк и многогранен. Заметим, что кроме самого нотариуса, никто заместо него не поможет покрыть данные расходы, как то бывает во многих различных организациях и компаниях, и даже государство не оказывает никакой финансовой поддержки.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что далеко не вся сумма, полученная от вас нотариусом за совершение нотариального действия, поступает в его собственность.

Как закреплено в статьей 23 Основ законодательства РФ о нотариате:

Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой,после уплаты налогов, других обязательных платежейпоступают в собственность нотариуса.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/pronotariat/zakulise-notariata-rashody-sviazannye-s-notarialnoi-deiatelnostiu-5e59e70e07fa2c0a66346bbd

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.