Нарушение правил охоты судебная практика

Нарушение правил охоты (ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ)

Нарушение правил охоты судебная практика

В отношении моего доверителя был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 8.37 КОАП РФ (нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 настоящей статьи).

В качестве наказания за совершение физическим лицом такого административного правонарушения, предусмотрен как административный штраф в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой, так и лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет. Для заядлых охотников перспектива быть лишенным возможности заниматься любимым хобби, выглядит, мягко скажем, непривлекательной.

Для меня дело о нарушении правил охоты являлось скорее экзотическим, чем привычным. Но от того, что я при подготовке письменных объяснений, изучил много ранее неизвестных мне нормативных правовых актов, его однозначно можно отнести к категории интересных.

Итак, в сентябре 2020 года, мой доверитель вместе со своим товарищем ехал на личном автомобиле по дороге общего пользования, пересекающей охотничье угодье.

Ружье находилось на заднем сиденье автомобиля в чехле, в разряженном состоянии.

На поясе у него находился патронташ с тремя пулевыми патронами, из-за наличия которых, собственно и был составлен протокол об административном правонарушении.

Государственного инспектора в области охраны окружающей среды (далее – инспектор) нисколько не смутило то обстоятельство, что человек фактически не находится на территории охотничьего угодья, а потому на него не могут распространяться требования правил охоты и ФЗ «Об охоте».

Вменялось моему доверителю нарушение пункта 53.4 Правил охоты, запрещающего применение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия для охоты на пернатую дичь снаряженного дробью (картечью) крупнее пяти миллиметров и пулями.

Таким образом, наличие у моего доверителя 3 патронов в патронташе, инспектор расценил как нарушение им вышеуказанного пункта Правил охоты.

Скажу сразу, что в протоколе об административном правонарушении, мой доверитель, как и многие другие граждане согласился с нарушением, сам того не понимая, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.

Так, наличие сделанной собственной рукой записи о том, что он с нарушением согласен он объяснял тем, что он был согласен не с нарушением, а с тем, что при нем имелись пулевые патроны.

Решили бороться и подготовили письменное объяснение, в котором изложили свою позицию, доводы которой сводились к следующему:

Довод 1. 

Действия моего доверителя по перевозке оружия по дороге общего пользования регулируются не Правилами охоты и ФЗ об охоте, а «Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 года № 814.

Согласно пункту 77 указанных Правил, граждане РФ осуществляют транспортирование оружия по территории РФ в количестве не более 5 единиц и патронов не более 1000 штук на основании разрешений Федеральной службы войск национальной гвардии РФ или ее территориальных органов на хранение, хранение и ношение, хранение и использование, на ввоз в РФ соответствующих видов, типов моделей оружия либо лицензий на их приобретение, коллекционирование или экспонирование оружия.

Транспортирование принадлежащего гражданам оружия осуществляется в чехлах, кобурах или специальных футлярах, а также в специальной упаковке производителя оружия.

Оружие при транспортировке должно находиться в разряженном состоянии отдельно от патронов.

В нашем случае соответствующее разрешение от уполномоченного органа на охотничье ружье у доверителя имелось, перевозилось оно в чехле и отдельно от патронов, что и не отрицалось инспектором.

Довод 2.

В пункте 53 Правил охоты отсутствует запрет на применение охотничьего оружия, снаряженного пулями при охоте на пушных животных.

https://www.youtube.com/watch?v=4yh6R_IlfOo

Вместе с тем, на момент составления протокола об административном правонарушении у доверителя при себе имелось не только разрешение на добычу пернатой дичи, но, и что самое главное, на добычу пушных животных (зайца беляка и лисицы), а потому он был вправе иметь при себе патроны, в том числе, если бы он и находился на территории охотничьего угодья, а не на дороге общего пользования.

Должностное лицо, рассмотрев протокол об административном правонарушении и наше письменное объяснение, прекратило производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.37 КОАП РФ.

Хотелось бы обратить внимание читателя на имеющуюся, по-моему мнению, проблему при привлечении охотников по ч.1 ст. 8.37 КОАП РФ.

Так, в силу части 2 статьи 57 Федерального закона от 24.07.2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами.

Судебная практика по применению данной нормы стабильна и для охотников является негативной.

Изученные мной судебные решения по схожим делам, заканчивались для охотников привлечением к административной ответственности.

Доводы же привлекаемых лиц о том, что они просто транспортировали через территорию охотничьего угодья незаряженное ружье в чехле, разбивались о норму ч. 2 ст. 57 ФЗ «Об охоте». 

Источник: https://pravorub.ru/cases/97397.html

Статья 8.37. Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира

Нарушение правил охоты судебная практика

Статья 8.37. Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира

1. Нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

1.1. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до трех лет; на должностных лиц – от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

1.2. Осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты, за исключением случаев, если допускается осуществление охоты вне установленных сроков, либо осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты –

влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

1.3.

Непредъявление по требованию должностных лиц органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира (в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам) и среды их обитания, органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный охотничий надзор, функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, других уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации должностных лиц, производственных охотничьих инспекторов охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, путевки либо разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием –

влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

2. Нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

3. Нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 – 2 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц – от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.

Решение Верховного Суда РФ от 25.08.2016 N 60-ААД16-1Обстоятельства: Определением возвращена жалоба на судебный акт по делу о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 8.

37 за нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов, так как заявителем пропущен срок на обжалование постановления, ходатайство о его восстановлении отсутствует.

Решение: Определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение, так как неврученные почтовые отправления, возвращенные в суд в связи с истечением срока хранения, адресованы организации, не являющейся лицом, в отношении которого ведется производство по данному делу об административном правонарушении.

Источник: https://legalacts.ru/kodeks/KOAP-RF/razdel-ii/glava-8/statja-8.37/

������������������ ������ �������������� �������������������� ������ �������������������� ���������� ����������������

Нарушение правил охоты судебная практика

������������������ ������ ������������ �������������������� ������������ ������������ �� �������� �� ���������������� �������������������� ���������� �� ������������������ ����������.

���������� ���������� ������������������, ������������������ �� �������� �������� ����������������.

������������ �������������� – ���������������� ���������������� ���������������������� ������������������ ���������������������� �������������������� ���������� �� ������, ������ ���������������� ���������������� �� ������������ ������������.

���������������� ���������������������� �������� �� �������������������������� �������������� �������������������� �������� ������������ “�� �������������������� ������������ �������������������������������� ���� ������������������������������ ���� ������������������ �� �������������� ������������ �������������������� ���������� �� ������������������������������������”. ���������������� �� ������ ���������� ������������������ ������������������ �������������� ����������, ����������������, ���������� �������������� �������������� �������������� ������ ������������������ ������������. �� ���������� – ���� �������������� ����������.

����������������, ������������������ ������������������������������ ���� �������������������� ���������� ������������������ ������ �������������� ���������������� ������������.

������������ ������ ������������ ���� �������� �� ������������ �� ������������������������ ���������� – ������ ���� ������������.

���� �������� ���������������� ������������������ ������������ �������������� ����������, ���������������� ������������ ������������ �������������������� ��������������.

������ �������������� ������������ �������������������� ��������, ����������, ���������������������� �������������������� ������������, ������������������ �� ���������������� ���� ������������ ���� �������������������� �� ������������������ �������������� ����������������, ���� �� �� ������������ �������� �������������������������� ��������������������. �� ������������������, �������� ���������� ���� ���������������� �������������������������� ����������������, �������������������� ������ ���������������������� ���������� ����������������, ���������������������� ������������������ �������� ����������������.

�������������� ���������� ������������������ ����������, ����������������, ������ ���������������� ��������, ������������������������ ���������� (������������, ������������), ����������������, ������������ �� ���������������������� (������������������������) ��������������.

���������� ������������������ ������������ �������������������� ���� �������������������� ���������� �� ���������������������� �������������������������� �������������������������� ���������������� ������ �������������������� ����������, �������������������� ��������������, ���������� ������ �������� ���������������� ������������������ ���������������������� �������� �� ������������. �������������������������� ������������������ �� ���������� �������� �� ������������, ���������� ���� �������������� ������������������ ������������������. ���������� �������� ���������������� ���������� ���� ���������� �������������������� ������������������ �������������������� �������� �� �������� ���������������������������� ���������������� ������ �� �������� ������������������������ �������������������������� ����������������.

������������ ������������ ���������������� ������������������ ��������������, ������ ���������� ������������������������ �������������������� ���������������������� �� �������������� ������������ �������������������� ����������������, ������������������������������ ������������������������ ���� ����������, ������������������������, �������������������������� �� ���������� ������������ �������������������� ����������������. ���������� ��������������, ������ ������������ �������������������� ���������� ���� ����������, ���� ���������� ����������. ������������, ������, ������������ ���������� ���� ������������, ���� �������������������� ���� ������������.

������ �������������� �� ��������������������������, �������������������� ���������������� ���������� �� �������������������� �������������������� �������������������������������� ���� ����������, �� ������ ���������� ���������� ������ �������������������������������� �������������������� ���� ������������ �������������������� ����������������, ������ �������������������� ��������, ������ ������������ �������������������������� ���������� �� ������������.

������ �������������������������� �������������������������� �������������������� �������������������� ��������������������, ������������������, ������������������, ������������������, ������������, ���������������� ���������� �� ������������ ������������������������ ����������������, �������������������� �� ���������������� ��������������������. ��������������, �������������� ���������� ������������������ �� �������� ���� ���������� ���� �������������������������� ��������������, �������������������������� ���������� ������������������ ����������������������.

������������ ����������������, ������ ������������������ ���������� �������� �������������� ���������������� �� �������������������� ���������� �� ���������������������� �������������������������� �������������������������� ���������������� ������ �������������������� ����������, ������������ �� ������������, �������� �� ���� �������������� ���������� ���������� ����������������, ���� ������������������������ ������ �������������������������� �� ���������� ������������. ������������ ������������������ �������������� – ���������������� ������������������������ ���������������������������� ������������������������������ �� ���������������� ������������, ����������������, �������������� �������� �� ������������ ������������������������ ���� �������������������������� ���������������� ���� ���������� ������ ����������������. ���������� ���������������� �� �������������������� ���������� �� ���������������������� ������������������������ �������������� ����������, �������� ���� �������������� ���������������������������� ������������������������������ ������������������ �������������� ����������������.

�������� ���� ���������������� ���� �������������������� �������� �������������������� �� ���������� ����������, ������ �������� ���� �������� ���� ���������������� ��������������������.

������������������ ���������������� ������ �������������� �� �������� ������������������ ���������� �������� ������������������������������ ������ ������������������ �� �������������������� ���������� �� ���������� ��������������������������.

������������, �������� �������� ���������������� ���� �������������� �� ������ �������������������� ������ �������������� �������� ���������������� �� ��������������������, ������������������ �� ������������ �� ������ ���� ������������������.

�������� ���� �������������������� ���� ��������, ���� ���������� �������������� �������������������� ���������� �� ���������������������� ������������������������ ��������������.

������������������ ������������, ������ ������������������ �������������������� ���������� �� �������������� ������������������ ������������ ����������. �������� ������������ – ������������������ ������������������������, ������������ ������������������ ���������� �������� �������������������������������� ������������������������������.

����������������, �������������������� �� �������������������� �������������� �� �������������� �� ������������������ ������ ������������������ �������������������� ������������ ���������� ���� ������ ������, �������� �������������� ������������������ �������������� �������������� ����������.

������������ �������������������� ��������������, ���� ���������������� ���� ���������������� �� �������� �������������������� �������� �������������� ����������������������.

�������� �� ������, ������ ���� ���������� ������������, �������������������� ���������� �� �������������������� �������������� �� ���������������� ���������� �� (������) �������������������� ����������, ���������������� �������������������� ����������, �������������� �������������� ������ �������������������������������� �������������������� ������������������ �������������������� ������������ ����������. ������ ������ �������� ���� ���������������� �� �������������� �� �������� ���������� ���������������� �� �������������������������������� ��������������. ���������� ���������������� ��������������������, �� ������������ ������������ ���������������� ������������������ ���� ������������������.

���������� ������������������ ������������ �������������������� ���� �������������������� ���������� ������������ �������������������� �� ���������������������� ������ ���������������������� ������������ ��������������������.

������������ ��������������, ������ ������ ������������ ������������ ���������� �������������� ���� ������������ ���������� �� ��������, ���� �� �� ������������.

���������������� ���� �������������������������� ������������, ����������������, �������������������� �� ������������, ������������, ���������������� �������������������� �� ���������� ������������ ��������������, �������������������� �� �������������� ������������ ������������������������������ ���������������������� �� �������������������������� ���������� ������ ��������������. ������ ��������, ������������������������ ������������������ ������, ���� ���������� ����������������, ���������������� ���� ��������������, ��������������������, ���������� ������������������������ �������� ������ �������������������� ������ �������������������������������� ������������ ����������������.

�� ���������� ������������ ���������������� �������� ������������������������ ������������ ��������������. �������������������� ������������: ��������, ������������������������ ���� ������������ ����������������, ������������ ������������������ �� ���������������������� �������������������� ����������.

���������������������������� ������������ ���������� ����, ������ ���������������� ����������������, ����������������, �������������� ������������������������ �� ������������.

“���������������������� �������������������� ����������, ������������������������ ���������������� �������������� �������������������� ������������������������ �������������������� ����������, ���������������������������� �������������������� ���� ��������, �������� ���������� �������� ���������������� ������������������������ ������������ �� ��������������������, ������������������������ �������������� �������������� �� �������������������� �������������������� ������ �������������������� ���������� (������������ 1100 ���� ����)”, �������������� �� ������������ 44 ��������������������������.

Источник: https://rg.ru/2012/10/29/ohota-site.html

Постановление Верховного Суда РФ от 5 июня 2017 г. N 9-АД17-9 Суд отменил принятые ранее судебные решения и прекратил производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку деяние организации, выразившееся в отказе охотнику в выдаче разрешения на право добычи кабана, не является нарушением правил пользования объектами животного мира

Нарушение правил охоты судебная практика

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,

рассмотрев жалобу председателя правления общественной организации “Природа” охотников и рыболовов Семеновского района Анисимова П.С.

на вступившие в законную силу постановление начальника Семеновского межрайонного отдела по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира Управления по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 10 сентября 2015 г. N 151/к, решение судьи Семеновского районного суда Нижегородской области от 17 марта 2016 г., решение судьи Нижегородского областного суда от 18 мая 2016 г. и постановление заместителя председателя Нижегородского областного суда от 28 октября 2016 г., вынесенные в отношении общественной организации “Природа” охотников и рыболовов Семеновского района по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:

постановлением начальника Семеновского межрайонного отдела по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира Управления по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее – административный орган) от 10 сентября 2015 г. N 151/к общественная организация “Природа” охотников и рыболовов Семеновского района (далее – общественная организация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением судьи Семеновского районного суда Нижегородской области от 17 марта 2016 г., оставленным без изменения решением судьи Нижегородского областного суда от 18 мая 2016 г. и постановлением заместителя председателя Нижегородского областного суда от 28 октября 2016 г.

, постановление должностного лица изменено, назначенный общественной организации административный штраф снижен до минимального размера, предусмотренного санкцией части 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, – 50 000 рублей, указанный размер административного штрафа с учетом положения части 3.2 статьи 4.

1 названного Кодекса снижен до 25 000 рублей, в остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, председатель правления общественной организации Анисимов П.С. ставит вопрос об отмене постановлений, вынесенных по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 24 июля 2009 г.

N 209-ФЗ “Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” в случаях осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях выдача охотнику разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения.

Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 августа 2014 г. N 379 (далее – Порядок оформления и выдачи разрешений).

Пунктом 3 данного Порядка установлено положение, аналогичное закрепленному в части 1 статьи 31 названного выше Федерального закона.

Действие Порядка оформления и выдачи разрешений распространяется, в частности, на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших охотхозяйственные соглашения, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в части 1 статьи 71 Закона об охоте (охотпользователь).

Пунктами 13, 13.1-13.3 Порядка оформления и выдачи разрешений установлено, что при личном представлении заявителем заявления охотпользователь, природоохранное учреждение в течение 1-го рабочего дня, а при получении заявления по почте либо в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в течение 5-ти рабочих дней со дня получения заявления:

осуществляет проверку содержания заявления и комплектности прилагаемых к нему документов, а также их соответствие требованиям порядка подачи заявок и заявлений;

оформляет разрешение и выдает заполненное разрешение заявителю, о получении которого делается соответствующая отметка в разрешении;

направляет заявителю в случаях, указанных в пункте 17 названного Порядка, письменный мотивированный отказ в выдаче разрешения с указанием причин отказа.

Как следует из материалов дела, общественная организация является охотпользователем, за которым на основании охотхозяйственного соглашения, заключенного с Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области, закреплено охотничье угодье для ведения охотничьего хозяйства.

В соответствии с пунктом 8.1.6 данного соглашения на охотпользователя возложена обязанность осуществлять выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с установленным федеральным органом исполнительной власти порядком.

17 июля 2015 г. охотник Замашкин Н.И. (охотничий билет … выдан Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области 12 августа 2011 г.) обратился в общественную организацию с заявлением о выдаче разрешения на право добычи кабана в охотничьих угодьях, закрепленных за общественной организацией.

В нарушение требований Порядка оформления и выдачи разрешений при отсутствии к тому оснований общественной организацией отказано данному лицу в выдаче такого разрешения.

Указанное деяние квалифицировано должностным лицом административного органа, с выводами которого согласились судебные инстанции, по части 3 статьи 8.

37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлена административная ответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-2 данной статьи.

Приведенное обстоятельство послужило основанием для привлечения общественной организации к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.

Вместе с тем состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.

1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным действием (бездействием), которое выражается в нарушении правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-2 указанной статьи.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ “О животном мире” пользованием животным миром признается юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира.

При этом использование объектов животного мира определено в данной норме как изучение, добыча объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового.

Статьей 34 указанного Федерального закона определены виды пользования животным миром: охота; рыболовство; добыча объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам; использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира; получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

Правила пользования объектами животного мира установлены, в частности, Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ “О животном мире”.

Порядком оформления и выдачи разрешений, нарушение которого вменено общественной организации, урегулирована процедура оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов. Норм, устанавливающих правила пользования объектами животного мира, данный акт не содержит.

Вмененное организации деяние, выразившееся в отказе охотнику в нарушение названного выше Порядка в выдаче разрешения на право добычи кабана, не является нарушением правил пользования объектами животного мира и не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод должностного лица и судебных инстанций о виновности общественной организации в совершении данного административного правонарушения является необоснованным.

В силу пункта 2 статьи 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.

17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица административного органа от 10 сентября 2015 г. N 151/к, решение судьи Семеновского районного суда Нижегородской области от 17 марта 2016 г., решение судьи Нижегородского областного суда от 18 мая 2016 г.

и постановление заместителя председателя Нижегородского областного суда от 28 октября 2016 г., вынесенные в отношении общественной организации по настоящему делу об административном правонарушении, подлежат отмене, а производство по делу – прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.

5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:

жалобу председателя правления общественной организации “Природа” охотников и рыболовов Семеновского района Анисимова П.С. удовлетворить.

Постановление начальника Семеновского межрайонного отдела по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира Управления по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 10 сентября 2015 г. N 151/к, решение судьи Семеновского районного суда Нижегородской области от 17 марта 2016 г., решение судьи Нижегородского областного суда от 18 мая 2016 г. и постановление заместителя председателя Нижегородского областного суда от 28 октября 2016 г., вынесенные в отношении общественной организации “Природа” охотников и рыболовов Семеновского района по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Верховного Суда Российской Федерации С.Б. Никифоров

Верховный Суд РФ решил, что в действиях охотпользователя, оштрафованного за нарушение правил пользования объектами животного мира (ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ), отсутствует состав данного правонарушения.

Охотпользователю вменялось нарушение Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов – при отсутствии к тому оснований он отказал охотнику в выдаче такого разрешения.

Между тем указанным порядком урегулирована процедура оформления и выдачи соответствующих разрешений. Он не содержит норм, устанавливающих правила пользования объектами животного мира.

Поэтому вмененное деяние не является нарушением правил пользования объектами животного мира.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71613892/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.