Школьный уполномоченный по правам ребенка в школе

Зачем нужен школьный уполномоченный по правам ребенка в школе, и как отказаться от данного нововведения

Школьный уполномоченный по правам ребенка в школе

В редакцию БАБРа попала приводимая ниже методичка. К ней прилагался шаблон заявления об отказе в создании при школе такой должности, который мы пропускаем.

Не разделяя мнения авторов методички в плане конспирологии (поскольку нам известно, что дело обстоит куда хуже: здесь по большей части даже «бизнес» ни при чём, а имеет место быть элементарное желание служащих и чиновников «попасть в тренд» и снискать высочайшее одобрение), мы, тем не менее, со многими положениями собственно анализа деятельности предполагаемого чиновника абсолютно согласны. Ибо, как известно, даже если «хотели как лучше», то «получилось как всегда».

«Зачем нужен школьный уполномоченный по правам ребенка в школе, и как отказаться от данного нововведения»

Уважаемые родители, согласно приказу Начальника департамента образования Перегудовой В.В. № 214-08-2373/12 от 04.12.

12 г сейчас в школах идет работа по разработке нормативно-правовой базы, необходимой для организации деятельности школьных уполномоченных по правам ребенка (далее уполномоченного, омбудсмена), а так же проводится подготовительная работа по организации выборов школьных уполномоченных.

Внимание! Данная должность нигде законодательно не прописана. Её внедряют ПРОТИВОЗАКОННО, но проводят это как выборы в рамках школьного самоуправления. Выборы уполномоченного будут проходить в сентябре 2013 года (в начале учебного года). Вместе с уполномоченным в школу войдёт и служба медиации.

Данная должность вводится (согласно данному приказу) для защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в системе образования, а также формировании правовой культуры участников образовательного процесса, под девизом «Защитить детей от насилия в семье и школе!», но как показала практика, данная мера себя не оправдала, она оказалась не эффективна.

Что же это за законные интересы и права учащихся, которые хотят защитить уполномоченные по правам ребенка в школе? Давайте разбираться вместе.

Начнём с того, что поясним,

Кто же такой уполномоченный по правам ребенка?

Что Вам говорят: Уполномоченный осуществляет свою деятельность в целях гарантий защиты прав, свобод и законных интересов, обучающихся в образовательном учреждении, а так же восстановлении и защиты их нарушенных прав (согласно Примерного положения об Уполномоченном по правам ребенка к приказу № 214-08-2373/12 от 04.12.12). Задачи уполномоченного:

Оценка реального и потенциального нарушения прав обучающихся

Оказание помощи в регулировании взаимоотношений между обучающимися, обучающимися и педагогическими работниками в конфликтных ситуациях.

Содействии правовому просвещению обучающихся.

Что замалчивается. Уполномоченный:

Независим от органов власти (и местного самоуправления, а так же органов управления и должностных лиц образовательного учреждения). Администрация учебного заведения не в праве вмешиваться и препятствовать его деятельности с целью повлиять на его решение в пределах его компетенции.

Проводит сбор персональных данных детей и их родителей, информации о частной жизни семьи (материальное положение, доход, источники дохода, места отдыха, проблемы семьи, ссоры, болезни, конфликты, вредные привычки и пр.) Собранная информация никак не защищена от бесконтрольного распространения.

Имеет право проводить повсеместное психологическое тестирование школьников с непросчитываемыми результатами и неизвестными ни родителям, ни школьной администрации способами хранения и использования полученной информации.

Проводит правовое просвещение учащихся. Упор делается на права ребенка – об обязанностях рассказывается вскользь. По опыту западных стран и пилотных регионов России введение омбудсмена приводит к повышенной конфликтности, детскому цинизму («Я малолетний, вы мне ничего не сделаете»). Создание почвы для анонимного доносительства будет весьма способствовать разрыву традиционных социальных уз.

У него размытые функции и полномочия. Отсутствует личная ответственность.

Неясны источники финансирования деятельности омбудсмена и гарантии его независимости

Теперь разберемся с тем,

Для чего вводится в наши школы уполномоченный:

Одной из причин введения уполномоченного в школы является «широкое распространение жестокого обращения с детьми в семье». (То есть основным источником опасности для ребенка является семья). Так ли это на самом деле?

Что Вам говорят:

…Недопустимо широко распространены жестокое обращение с детьми, включая физическое, эмоциональное, сексуальное насилие в отношении детей, пренебрежение их основными потребностями. (стр. 4 Стратегии в интересах детей по Иркутской области на 2012-2017 гг. (Далее Стратегия))

… Еще одной из острых и актуальных проблем на сегодняшний день является проблема насилия над детьми и жестокого обращения с ними. Значительная часть преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей совершается в семье, а также лицами, обязанными по закону заботиться о ребенке (стр. 36 Стратегии)

Что на самом деле:

Доказательств, подтверждающих разгул семейного насилия в отношении детей, не представлено.

Данные статистики свидетельствуют о постоянном снижении негативных тенденций, количество противоправных действий в отношении несовершеннолетних в Иркутской области неуклонно снижается.

Налицо ситуация, когда из небольшого по количеству, но вопиющему по жестокости и бесчеловечности числу случаев жестокого обращения с детьми, пытаются сделать мрачной и всю картину семейных взаимоотношений.

По данным МВД, в 2010 г. число несовершеннолетних, пострадавших от преступных посягательств, составило 100227 человек.

Непосредственно от преступлений со стороны членов семьи пострадало 5208 человек, из которых от преступных действий или бездействий самих родителей — 4044 ребенка. Следовательно, 95% несовершеннолетних стали жертвами вовсе не семейных преступлений.

Относительно общей численности детей, проживающих в России, которая составляет около 26 млн, число несовершеннолетних, пострадавших от семейного насилия, составляет 0,02%.

В 2010 году руководитель комиссии по социальным вопросам и демографической политике Общественной палаты РФ Елена Николаева сообщила: «По оценкам МВД в последнее время число беспризорников возрастает, и сейчас составляет 2,17 % от общего числа детей, то есть двое из 100 детей в России. Всего в стране 26 миллионов детей, т.е. 500 тыс. беспризорников. Генеральная прокуратура сообщила о том, что МВД не соблюдает права беспризорных детей. В ведомстве отмечают: «…случаи несвоевременного выявления детей, которым нужна помощь государства или родителей, по-прежнему имеют место. Эффективные программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, не внедряются, что во многих случаях приводит к длительному нахождению детей в психотравмирующей обстановке».

Другой причиной введения данной должности называется «нарушения прав обучающихся».

Кто может нарушать в учебном заведении права детей? Скорее всего, это администрация школы, учителя, обслуживающий персонал (работники столовой, например) сами дети, ну и конечно – родители. Больше некому.

Какие права могут нарушаться в школе?

«Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается», — гласит в ст.15 п.6 Закона «Об образовании». Конечно! Кто ж с этим поспорит?

Но формулировки закона позволяют подверстать под насилие и множество вполне заурядных дисциплинарных мер, без которых не только воспитание, но и образовательный процесс невозможен. Судите сами.

Физическое насилие — это применение физической силы к ученику.

Значит, если, к примеру, ученики затеют драку, учителю не стоит их разнимать. Ведь без применения физической силы это далеко не всегда получается.

И если ученик кинется с кулаками на самого учителя (а такое сейчас бывает, поскольку стало гораздо больше возбудимых, расторможенных и одновременно плохо воспитанных детей), самооборона — дело для педагога весьма рискованное.

В Америке именно поэтому в такой ситуации вызывают полицейских: чтобы разбушевавшиеся хулиганы не могли обвинить учителей в физическом насилии.

Вариантов тут может быть довольно много, но, ограничившись этими двумя примерами, перейдем к психическому насилию.

Формами психического насилия являются:

— угрозы в адрес обучающегося; Это опять-таки можно трактовать расширительно; например, фразы типа «если то-то и то-то — вызову родителей, пойдешь к директору, останешься на второй год и т.п.» тоже являются угрозами.

— преднамеренная изоляция обучающегося; Фактически это запрет выгонять учеников из класса, который реально уже действует во многих школах страны.

Первый омбудсмен России Ляля Неповиннова в интервью газете «Известия» так прямо и заявила: «Выгнать ученика с урока нельзя ни при каких обстоятельствах — это запрещено «правилами внутреннего распорядка школы» («Известия» от 20.05.06).

Что ж, в западных школах, с которых придется брать пример, учителя уже давно примирились и с распитием на уроках разных напитков, и с ругательствами, произносимыми вслух, в том числе и в их адрес. Даже «интим» на уроках стал возможен, за это тоже нельзя выгнать из класса.

— предъявление к учащемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;

Поскольку сейчас немало детей с задержкой психического развития, эта норма даст уполномоченному возможность оправдать такое, скажем, нередко сейчас встречающееся проявление инфантилизма, как сидение под партой. Физически учитель вытащить «сидельца» не может — это насилие. Грозить тоже запрещено.

А теперь выясняется, что он ни в какой форме не смеет выразить своих претензий, потому что может быть обвинен омбудсменом в некомпетентности. Раз ученик сидит под партой, значит, его психологический возраст меньше реального и к нему нужно было найти индивидуальный подход, чтобы «малышу» не было скучно слушать объяснения.

Ну, а то, что еще полкласса, видя безнаказанность «инфантила», уползло под парту, а другая половина над этим потешалась и урок был сорван — это опять-таки проблемы учителя.

— оскорбление и унижение достоинства;

— необоснованная систематическая критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;

Источник: http://NetReforme.org/news/zachem-nuzhen-shkolnyiy-upolnomochennyiy-po-pravam-rebenka-v-shkole-i-kak-otkazatsya-ot-dannogo-novovvedeniya/

Зачем нужен уполномоченный по правам участников образовательного процесса?

Школьный уполномоченный по правам ребенка в школе

Зачем нужен уполномоченный по правам участников образовательного процесса?

Известно, что права ребенка определены Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ и другими законодательными актами.

На практике не всегда эти права соблюдаются, и мы сталкиваемся с насилием в семье, психологическим давлением, конфликтами между учеником и учителем, учителем и родителями в школе.

Именно потому необходим человек, который ежедневно будет помогать нашим детям в решении вопросов взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса с правовой точки зрения.

Кто такой омбудсмен?

«О́мбудсмен» (от шведского ombudsman, «представитель») — должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. Простыми словами, омбудсмен – это независимое лицо, которое рассматривает и расследует жалобы граждан на должностных лиц, то есть уполномоченный по защите прав граждан.

Уполномоченные по правам участников образовательного процесса появились в Москве с 1998 года и были призваны стать дополнительным «рычагом», помогающим защищать права и интересы всех участников образовательного процесса, с приоритетным направлением по защите прав и интересов ребенка.

Правовые основы деятельности школьного омбудсмена

Школьный омбудсмен (уполномоченный) – неофициальное лицо, выбранное педагогами, родителями и учениками.

 Основными целями и задачами уполномоченного образовательного учреждения являются:

  •  правовое просвещение участников образовательного процесса;
  • защита прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении;
  • формирование правового пространства в образовательном учреждении;
  • формирование правовой культуры и правового сознания;
  • формирование личности, способной к социализации в условиях гражданского общества;
  • совершенствование взаимоотношений участников образовательного процесса.
  • всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;
  • оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях;
  • профилактика нарушений прав ребенка;

Школьный уполномоченный содействует исполнению законов «Об образовании» РФ, совершенствованию Правил школьной жизни и входит в систему взаимоотношений учреждения. Деятельность Уполномоченного осуществляется на общественных началах.

 Уполномоченный не подменяет собой специализированные службы, организации и общества, занимающиеся охраной детей, а вмешивается лишь в тех случаях, когда предпринятые меры оказались безуспешными или применялись ненадлежащим образом.

 Основные цели и задачи Уполномоченного.

Цель Уполномоченного – обеспечить ребенку полное и гармоничное развитие, уважая его достоинство.

Основными задачами Уполномоченного являются:

  •  всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;
  • оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях, формирование у детей навыков самостоятельной жизни;
  • обеспечение взаимодействия семей, учителей и детей по вопросам защиты прав ребенка;
  • содействие правовому просвещению участников образовательного процесса;

обеспечение гарантий защиты прав и законных интересов ребенка.    

 Основы деятельности Уполномоченного:

Деятельность Уполномоченного не противоречит функциональным обязанностям иных школьных органов, не отменяет их и не влечет их пересмотра и строится на принципах справедливости, ответственности и гуманности.

Приоритетными направлениями в деятельности Уполномоченного является защита прав и законных интересов несовершеннолетних участников образовательного процесса.

 Уполномоченный не вправе разглашать сведения о частной жизни заявителя и других лиц.

 Права и обязанности Уполномоченного

Уполномоченный действует в пределах компетенции в рамках образовательного процесса. Он не принимает управленческих решений, отнесенных к образовательному процессу и компетенции должностного лица.

В целях выполнения своих функций Уполномоченный имеет право:

  •  посещать уроки, родительские собрания, заседания органов ученического самоуправления, попечительского и педагогического советов и совещания при директоре;
  • получать объяснения по спорным вопросам от всех участников образовательного процесса;
  • проводить самостоятельно или совместно со школьными органами самоуправления, администрацией школы проверку факта нарушения прав, свобод и интересов ребенка;
  • заниматься решением проблем по собственной инициативе при наличии факта грубых нарушениях прав ребенка;
  • выбирать себе помощников из числа участников образовательного процесса;
  • действовать в качестве посредника в случаях возникновения конфликтов между детьми и родителями, школьниками и учителями, родителями и педагогами;
  • содействовать повышению информированности о правах ребенка как самих детей, так и взрослых.

 Уполномоченный обязан:

  •  содействовать разрешению конфликта путем конфиденциальных переговоров;
  • вносить предложения и рекомендации (письменные и устные) в административные органы о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка;
  • предлагать меры для разрешения конфликта;
  • представлять свои мнения, оценки и предложения, как общего характера, так и по конкретным вопросам по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав, свобод и законных интересов ребенка органам самоуправления школы, педагогическому совету и администрации школы;
  • не разглашать ставшие ему известными в процессе выяснения сведения без согласия заявителя;
  • осуществлять сбор, изучение и анализ информации по вопросам обеспечения и защиты прав и законн ых интересов ребенка;
  • обращаться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного, административного производства в отношении должностных лиц, в решениях или действиях (бездействиях) которых он усматривает нарушения прав ребенка.

Порядок рассмотрения Уполномоченным жалоб (обращений):

Уполномоченный рассматривает только жалобы участников образовательного процесса (обучающихся, учителей, родителей обучающихся), касающихся нарушения их прав и свобод и связанных с осуществлением образовательного процесса.

Функции школьного омбудсмена:

  •  помогает разбирать конфликтные ситуации,
  • следит за соблюдением прав и законных интересов всех участников образовательного процесса,
  • занимается правовым воспитанием, образованием и профилактикой правонарушений,
  • участвует в формировании правового пространства в школе,
  • является гарантом реализации на практике существующих нормативных и гигиенических требований к организации учебного процесса и условиям труда.

Источник: https://nf-becasovo.edumsko.ru/about/ombudsmen/post/374888

Кто такой уполномоченный по правам ребёнка и зачем он нужен в школе?

Школьный уполномоченный по правам ребенка в школе

Уважаемые ребята и родители!

Что такое конвенция ООН о правах ребёнка?

В нашей школе работает уполномоченный по защите прав ребенка. Если у вас возникла конфликтная ситуация, ваши права не соблюдаются, или вы узнали о факте нарушения прав детей, обращайтесь к школьному уполномоченному  по правам  ребенка. Вы можете обратиться лично или письменно, подписаться или сделать это анонимно.

Уполномоченный в школе – это неофициальное лицо, которое разбирает конфликтные ситуации, отслеживает соблюдение законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей, занимается правовым воспитанием, образованием и профилактикой правонарушений.

Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей.

 Телефон доверия 89624370247 Коваленко Олеся Александровна

Основные цели деятельности школьного уполномоченного:

∙ защита прав и законных интересов ребенка в учреждении;

∙ формирование правового пространства в учреждении;

∙ формирование правовой культуры и правового сознания участников образовательного процесса;

∙ формирование личности, способной к социализации в условиях гражданского общества;

∙ совершенствование взаимоотношений участников образовательного процесса.

Школьный уполномоченный обязан:

∙ проводить личный прием несовершеннолетних и их законных представителей, рассматривать их жалобы и заявления, оказывать практическую помощь;

∙ принимать меры по устранению выявленного факта нарушения прав и законных интересов ребенка;

∙ в случае конфликтной ситуации содействовать ее разрешению, в том числе путем проведения переговоров с участниками конфликта, внесения письменных рекомендаций, обращенных к сторонам конфликта и предлагающих меры для его решения;

∙ осуществлять разъяснительную работу среди участников образовательного процесса учреждения о правах и законных интересах ребенка;

∙ не разглашать ставшие ему известными в процессе выяснения сведения без согласия заявителя;

∙ систематически повышать свою профессиональную компетентность по социально-правовым и психолого-педагогическим проблемам.

Уполномоченный по правам ребёнка руководствуется:

*Законодательные акты, определяющие деятельность школьного уполномоченного1. Конвенция ООН о правах ребёнка2. Конституция РФ3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»4. Федеральный закон «Об образовании»5. Семейный кодекс РФ

6. Трудовой кодекс РФ

*Локальные акты 1. Устав школы2. Положение «Об уполномоченном по правам участников образовательного процесса».

3. Правила школьной жизни

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ОБРАЩАТЬСЯ К АДМИНИСТРАЦИИ, ПОПРОБУЙТЕ РАЗРЕШИТЬ СВОЙ КОНФЛИКТ С ПОМОЩЬЮ ШКОЛЬНОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО.

План – график работы

Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса по правовому просвещению на 2016-2017 учебный год.

Цель: содействие правовому просвещению участников образовательного процесса, формирование основ правовой культуры, навыков социально – активного поведения личности.

Задачи:

  1. Совершенствование содержания и форм общения, раскрытие социальных норм, регулирующих взаимодействие участников образовательного процесса.

  2. Формирование устойчивых знаний прав, обязанностей и ответственности у несовершеннолетних.

  3. Обеспечение защиты прав несовершеннолетних от нанесения им психологического ущерба, на осуществление ими всех прав без какой- либо дискриминации или различий; формирование толерантных отношений между учащимися, учителями и родителями.

срокис педагогамис учащимисяс родителями
сентябрьВыступление «Защита прав несовершеннолетних в нашей стране»Адаптация учащихся к школьному обучению(педагог – психолог)Минибеседа «Ребенок – человек»(классный руководитель)
октябрьБеседа на МО классных руководителей: «Права, обязанности, ответственность педагогических работников»Знакомство учащихся с международными документами о правах ребенка(классный руководитель)Знакомство родителей с нормативно – правовыми документами, регламентирующими деятельность ОУ(классный руководитель)
ноябрьБеседа с классными руководителями «Этика общения с учащимися и их родителями»Лекция «Милосердие – не устаревшее слово»(класс. руководитель)Беседа «Агрессивное поведение: причины и последствия»(педагог – психолог)
декабрьПосещение семей на дому.(класс. руководитель, социально –психологическая служба)Беседа «Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок»(классный руководитель)Посещение семей на дому.(классный руководитель, социально –психологическая служба)
январьВстречи с представителями детской комнаты милиции.Классные часы «Ваши права, дети!»Родительское собрание «Вредные привычки и методы борьбы с ними»(педагог- психолог, класс. руководитель)
февральОформление уголка «Уголовная ответственность несовершеннолетних»Беседы на классных часах «Как не стать жертвой преступления»(класс. руководитель)Тест самопроверки «Какой вы родитель?»(педагог – психолог, класс. руководитель)
мартБеседа «Религиозные секты: безобидно ли это?»(классный руководитель)
апрель1. Проведение профилактических бесед об ответственности родителей за воспитание детей: «Права и обязанности семьи».2 . Беседа «Экзамен без стресса».Беседа «Статус ребенка в трудовых отношениях»(класс. руководитель, специалисты);Разбор жалоб участников образовательного процесса, беседы, консультированиеПосещение семей на дому.(класс. руководитель, социально – психологическая служба);Родительское собрание «Экзамен без стресса», консультации педагогов, психолога.
майОрганизация летнего отдыха учащихся.Памятка «правила поведения на летних каникулах».Родительское собрание «Жизнь и здоровье детей в ваших руках» (протокол ).

 Уважаемые дети и родители!

Вы можете обратиться ко мне по волнующим вас вопросам по контактному телефону. Крайне необходимо не оставить без внимания ни одной проблемы, которая может волновать наших детей!

Положение о уполномоченном по правам ребенка

Родителям

Ученикам

Источник: http://kadetstav.ru/2013-05-17-12-13-16.html

Функциональные обязанности уполномоченного по правам ребенка в школе

Школьный уполномоченный по правам ребенка в школе

Функциональные обязанности уполномоченного по правам ребёнка.

          Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса – это неофициальное лицо, избранное школьным сообществом и утвержденное Советом школы (Управляющим советом), наделяется полномочиями отслеживать соблюдение законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей, разбирать конфликтные ситуации, заниматься правовым воспитанием, образованием и профилактикой нарушения прав всех участников образовательного процесса. Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей.

Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса в образовательном учреждении – ЭТО взрослый участник образовательного процесса, к которому можно обратиться:

– если считаете, что Ваши права или права Вашего ребенка нарушены как участника образовательного процесса;

– если возникло недопонимание между Вами, Вашим ребенком и учителем, классным руководителем, администрацией школы;

– за правовой консультацией (в рамках функционирования школы);

– за информацией о существующих нормативных и гигиенических требованиях к организации учебного процесса;

– если хотите внести предложения по усовершенствованию и развитию образовательного учреждения.

Что дает школе работа уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса?

Детям: чувство правовой защищенности – есть человек, к которому можно пойти со своими проблемами. Понимание, что можно и нужно жить по правилам, что у других людей есть тоже свои права и их нужно уважать. Понимание, что конфликты можно и нужно разрешать мирно, договариваясь.

Учителям: осознание границ своих полномочий. Возможность отстоять свои права, не вступая в открытый конфликт с администрацией. Четкое понимание того, что он участник общественного договора, не дает войти в конфликт с ребенком.

Родителям: спокойствие за детей, т.к. вероятность, что обидят или унизят уменьшается. При конфликтной ситуации родителям есть с кем посоветоваться, разобраться, кто прав, не вводя конфликт в официальное русло.

Директору: до 90% конфликтных ситуаций решаются оперативно, до жалоб к администрации. Возможность решать проблемы и управлять школой, используя силу общественного мнения, что, в большинстве случаев, гораздо эффективнее.

Школе в целом: изменение самой атмосферы. Конфликты не перерастают в борьбу, возникает ощущение единой команды.

В основе деятельности Уполномоченного (Омбудсмена) по правам лежат следующие принципы:

  1. Институт уполномоченного не является ни законодательным, ни

исполнительным, ни судебным органом и не заменяет их;

  1. Уполномоченный независим и неподотчетен при осуществлении своих

полномочий другим органам (например, профсоюзному комитету или педагогическому совету, если по Уставу школы он не является органом самоуправления) и должностным лицам (руководителю образовательного учреждения, администрации школы);

  1. Его деятельность не отменяет и не влечет пересмотра компетенции

других органов, его «оружие» – гласность, критика и авторитет;

  1. Назначается, как правило, представительным органом (Совет школы,

Управляющий Совет и т.д.);

  1. Исполняет свои функции неформально, используя доступный, простой

и понятный способ деятельности;

  1. Руководствуется не только правовыми нормами, но и правовыми

принципами, моральными соображениями, идеалами справедливости и человечности;

  1. Приоритетным направлением в деятельности Уполномоченного –

является защита прав детей.

  1. Омбудсмен «улавливает» ошибки и вскрывает несправедливости

управления, оставшиеся вне поля зрения иных правообеспечивающих органов (например, профсоюзного комитета);

  1. Омбудсмен активно сотрудничает с администрацией МБОУ СОШ № 8, ищет компромиссы;
  2. Обобщает результаты своей деятельности в ежегодных докладах на заседании органа самоуправления (Совет школы, Управляющий совет и т.д.);
  3. Омбудсмен не наделяется новыми или какими-либо экстраординарными полномочиями, не подменяет деятельность классного руководителя, председателя методического совета или профсоюзной организации. Его роль в том, чтобы привести в движение уже имеющиеся в арсенале средства правовой защиты.
    1. Уполномоченный наделяется правом исследовать и рекомендовать, но

 не приказывать, обязывать и наказывать;

  1. Омбудсмен наделен правом беспрепятственного доступа к детям, с целью выявления нарушений их прав, свобод и законных интересов, а также обращаться к администрации школы в целях получения необходимой информации и для устранения выявленных нарушений прав детей;

14. Важным принципом деятельности Уполномоченного является его инициативность в вопросах защиты прав ребенка. Уполномоченный должен не только реагировать на поступившие к нему обращения, но и сам выявлять случаи нарушения прав детей; Омбудсмен никогда не должен оставлять ребенка беззащитным.

15. Уполномоченный действует методами убеждения и гласности. Для этого требуется, чтобы Уполномоченный был одновременно и гибок, и тверд, непреклонен.

Конечная цель Омбудсмена – быть простым, доступным и быстрым средством защиты прав детей, учителей и родителей.

Кроме того, Уполномоченный по правам в школе должен быть:

Нейтральным: он не должен иметь личной заинтересованности в результате рассмотрения жалобы или расследования. Эта нейтральность не нарушается симпатиями к определенному человеку или части школьного коллектива. Всем предоставляются равные возможности изложить факты и свои мнения.

Независимым: Омбудсмен независим в том смысле, что никто не указывает, как он должен работать с жалобами, которые находятся на рассмотрении, как их расследовать, каким должен быть результат рассмотрения и что рекомендовать.

Неформальным: Омбудсмен не является частью какой-либо официальной процедуры рассмотрения жалобы.

Все участники образовательного процесса, обращающиеся за помощью, могут также предпринять другие шаги для разрешения своей проблемы.

Поскольку процесс работы Омбудсмена является неформальным, позиции сторон не являются жесткими, и проблемы могут быть часто разрешены проще, чем с применением официальных процедур.

Пользующимся доверием: необходимо, чтобы школьный Омбудсмен не раскрывал личность людей, обратившихся за помощью или предоставивших ему информацию, кому-либо без разрешения на то обратившегося лица.

Эта конфиденциальность обеспечивает надежную атмосферу, когда люди могут чувствовать себя в безопасности, обсуждая проблемы и заботы открыто, свободно и абсолютно без страха какой-либо мести. Если в целях разрешения проблемы требуется раскрыть личность обратившегося, Омбудсмен должен сообщить об этом данному лицу. И он (обратившийся) вправе выбрать, позволить ли раскрыть свою тайну или нет.

Иметь доступ к информации: школьному Омбудсмену необходимо иметь право доступа ко всей информации, затрагивающей права и интересы участников образовательного процесса, и право опрашивать людей. Этот доступ необходим для того, чтобы эффективно собирать факты, касающиеся рассматриваемой проблемы.

Функциональные обязанности уполномоченного по правам ребенка в школе:

 Основными целями и задачами уполномоченного МБОУ СОШ № 8 являются:

1. Правовое просвещение участников образовательного процесса;

2. Защита прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении;

3. Формирование правового пространства в образовательном учреждении;

4. Формирование правовой культуры и правового сознания;

5. Формирование личности, способной к социализации в условиях гражданского общества;

6. Совершенствование взаимоотношений участников образовательного процесса.

7. Всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

8. Оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях;

9. Профилактика нарушений прав ребенка.

Источник: http://ssoh3.ru/index.php/22-prava-rebenka/137-funktsionalnye-obyazannosti-upolnomochennogo-po-pravam-rebenka-v-shkole

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.